«Лучший подвал СССР»
В мастерской школы судомодельного спорта в это время года обычно кипит работа, поскольку середина лета — соревновательный сезон. В этом году здесь тихо — из-за пандемии чемпионаты мира и Европы перенесли на неопределенный срок, а групповая образовательная деятельность и вовсе пока под запретом. 40 лет назад в подвале школы № 11 был открыт центр дополнительного образования. На площади 1100 квадратных метров были всевозможные секции и кружки.
«Дети после школы шли сюда. Это был в свое время лучший подвал в Советском Союзе. С бассейном, с судомодельными лабораториями, с радиолабораториями. Так должно быть. Но с годами все приходило в упадок. Сокращалось количество кружков. Пока мы, судомоделисты, не остались тут совсем одни. Лет десять назад осталось только два тренера, на каждого по три группы. Но тем не менее, марку мы все равно держим, участвуя в чемпионатах России, международных соревнованиях — чемпионатах Европы, мира. Везде наши корабли, модели, спортсмены из Архангельской области — лучшие», — рассказывает президент региональной общественной организации «Федерация судомодельного спорта Архангельской области» Сергей Петров.
Сергей Николаевич за тридцать лет работы в судомодельных лабораториях воспитал больше полутора десятков мастеров спорта. Про свою работу играющий тренер шутит, что «из мастерской только вперед ногами». Сейчас на двух тренеров приходится около 90 юных судомоделистов. Воспитанники ежегодно радуют успехами, забирая чемпионские титулы и призовые места на самых престижных соревнованиях.
Деталька к детальке
В каникулы карантинного режима в лабораториях вместе с тренерами пропадает один из таких чемпионов. Егору Кузнецову всего 15 лет. Судомодельным спортом из них юноша занимается уже пять. В прошлом году он выиграл чемпионат мира в Венгрии. Парень, как и другие воспитанники школы, строит точные копии существующих кораблей. Совпадать должна каждая деталь, чертеж к чертежу и даже надписи на парусах должны быть идентичны.
«Здесь сложно всё. Мне нравится здесь момент, когда ты день-два сидел, делал деталь. Вот ты ее сделал, поставил на корабль. Ты вышел отсюда, и тебе хорошо. Потому что ты сделал, ты себя переборол. Сложно передать словами это чувство. Это не для каждого мальчишки увлечение, потому что очень много труда и времени нужно потратить, прежде чем получишь результат», — объясняет Егор.
На изготовление каждой такой модели уходит минимум год. В ход при сборке идут совершенно разные предметы: проволочки, досточки, обрезки пластика, жестяные банки. Автоматику для ходовых механизмов, двигатели и лебедки спортсмены заказывают из Китая. Остальное находят методом «сарафанного радио».
«Звонят друзья, родители: „Ой, у нас там на балконе завалялось. Вам нужно?“. Привозите — там разберемся. Всë отбирается — проволочки, пластика обрезки. Всë это помогает нам в работе», — смеется тренер Сергей Петров.
Подвал вне закона
От того, насколько точной будет копия, зависит количество баллов, которые получит спортсмен при стендовой оценке модели.
«Сначала оценивают качество. Максимум — сто баллов. Как сделана модель, соответствие чертежам, покраска, масштабность. Все оценивается максимум в 100 баллов. Но ещё и ходовые качества. Модель должна ещё и ходить на воде, как настоящие яхты ходят», — объясняет Сергей Николаевич.
Для строительства таких моделей нужны условия. Школа судомодельного спорта уже несколько лет функционирует как муниципальное спортивно-оздоровительное учреждение. Федеральные образовательные стандарты для этого направления спортивного образования все еще не утверждены. В его развитие, ввиду отсутствия олимпийских перспектив, не спешит вкладываться ни региональная, ни муниципальная власть. Но отсутствие финансирования еще не главная беда судомоделистов. Подвал, который школа занимала со дня своего основания на протяжении 40 лет, по новым санитарным нормам не подходит для образовательной деятельности. Муниципалитет пытался подыскать спортсменам новое помещение, но таких, куда можно было бы сразу заехать, не нашлось. Все предложенные варианты требуют больших вложений в ремонт.
«Они предлагали много вариантов. Например, бывший вытрезвитель Ломоносовского округа на Новгородском проспекте. Это самое оптимальное предложение из тех, что были. Отдельно стоящее здание. Но оно нам не подходит, потому что для того, чтобы его привести в порядок, нужно много денег. Мы только предварительно посчитали — 20 миллионов на ремонт и восстановление», — объясняет Сергей Петров.
В федерации судомодельного спорта считают, что вкладывать такие средства в ремонт старого здания не эффективно, когда за меньшие деньги можно построить новое. Судомоделисты трижды обращались в региональное правительство и предлагали свой вариант решения проблемы — строительство отдельного центра судомодельного спорта во дворе школы № 11 на месте площадки для волейбола, которую не используют уже много лет.
«Дом рядом со школой, двухэтажный, с бассейном, со спортзалом. Три лаборатории. Каждая по сто квадратных метров. Это всë, что нам надо для счастья. И мы бы жили лучше всех, и всех бы побеждали. Это дало бы мощный импульс для роста наших спортсменов, их возможностей. Это ведь, по сути, готовые инженеры для отрасли кораблестроения», — мечтает тренер.
Однако собственный центр пока остается лишь в мечтах. А проблема с размещением легендарной школы судомоделистов — нерешенной. Где будут проходить занятия в новом учебном году — большой вопрос…