«Хотел заниматься тем, что нравится»
Гончарный круг работает почти бесшумно. Пока податливая глина в руках мастера обретает изящную форму, сам мастер рассказывает о том, как несколько лет назад оставил работу и шагнул в жизнь свободного художника. Керамикой Евгений Пасюра увлекся больше двадцати лет назад. С детства ему нравилось лепить: сначала из пластилина, а потом и из глины. Когда поступил в колледж культуры, появилась возможность изучать лепку как предмет. Прежде чем превратить хобби в бизнес-проект, Евгений успел потрудиться веб-дизайнером, художником-оформителем и даже педагогом:
«Работал, как и все. А потом просто ушёл на вольные хлеба. И стал заниматься керамикой. Больше трех лет назад, ну, может, трех с половиной. Потому что захотел заниматься тем, что нравится, что лучше всего, наверное, в жизни умею. Решил совместить полезное с приятным».
В небольшой мастерской Евгений трудится один. Шутит, что у ремесленников нет выходных, отпусков по расписанию, как и гарантированного дохода. Завтрашний день в прямом смысле в руках мастера. В оборудование пришлось существенно вложиться, поскольку от этого зависит качество рабочего процесса и итогового продукта. Современные керамисты не заготавливают глину, предпочитая готовое сырье.
«Сейчас есть практически всё. Можно потратить полжизни на то, чтобы изобретать глазурь, а можно ее просто купить. И работать с ней. И уже какие-то авторские ходы с ней делать, чтобы ни у кого так не получалось. Но это уже эксперименты. Самое важное, чтобы было постоянное качество и идея, идентичность своего рода».
Камбала мать бренда
Идентичность Евгений нашел в арктической фауне. На полках в его мастерской теснятся всевозможные представители животного мира северных широт, основная масса работ Евгения Пасюры — игрушки-свистульки. Бренд Arctic Ceramics, как рассказывает мастер, родился практически случайно из желания впечатлить гостей Арктического форума в Архангельске.
«Я хотел выделиться. Сделать керамическую визитку. А что у нас плоское под визитку? Это камбала. Животных плоских и нет, наверное. А из рыб вот на камбалу пала эта участь. От идеи визитки я в итоге отказался, поскольку выходила просто „золотая“. А вот камбала прижилась в форме игрушки. Дальше — больше. Потом появились белухи, касатки, совы полярные, звезды морские. Все свистит».
Каждая игрушка неповторима. Кроме них, Евгений делает различную посуду: тарелки, сосуды, даже чайники и кувшины. Последние, кстати, весьма оригинальные. За время карантина Евгений реализовал давнюю идею и сделал кувшин в форме касатки и чайник-белуху. Работы Евгения не встретить в магазинах или сувенирных лавках. И даже не смотря на весьма яркий инстаграм-аккаунт, покупатели приходят «по старинке».
«Девяноста девять процентов сарафанное радио. Девяноста девять. Это самая лучшая реклама. Самая эффективная. Потому что я пытался давать рекламу в инстаграме, ещё где-то, но коэффициент гораздо меньше, чем, когда человек пришел сюда, чего-то взял, кому-то показал, и от него ещё десять пришло, и от этих десяти ещё десять. Я не бизнесмен. Я плохо умею продавать, плохо умею продвигать, точнее, вообще не умею. Поэтому стратегии не было. Если она и была, то она была максимально примитивная: «Я буду делать то, что мне нравится».
Эффект Патрика Суэйзи
Работа керамиста — это больше, чем просто гончарный круг и глина. Необходимо хорошо знать технологию обжига, глазурования. От момента, как на круг падает размятый ком глины, до готового изделия проходит около двух недель.
«Раньше нравилось сидеть за кругом… А когда тебе надо же выполнять за кругом план, это уже все пропадает. Да и это хоть один из самых приятных этапов работы, но при этом и один из самых коротких. То есть эффект Патрика Суэйзи просто не уместен в этой работе. Его нет на самом деле. Сейчас уже интереснее всего, когда какое-то изделие делаешь впервые. Вот тут уже на порыве, на одном дыхании».
С каждым изделием, как с ребенком, приходится повозиться. И неминуемо приходится расставаться, поскольку они разлетаются по разным уголкам России и за ее пределами. К примеру, работы Евгения очень нравятся скандинавам. Керамисту регулярно удается удивлять свою аудиторию.
«Любая идея обычно появляется как призрак. Творческий туман. Ты представляешь что-то, причем представляешь как-то не ясно. Когда в материале оно появляется, все может измениться. Потому что и материал диктует свои условия, ручки местами кривые, к сожалению, не все могут. Но когда получается — это чистый восторг. Все делается для людей. Когда что-то делаешь, хочется, чтобы это оценили. И приятно, когда то, что ты делаешь кому-то нравится», — рассказывает Евгений.
Дорогие друзья, я приветствую вас на сайте медиа-проекта общественного движения «МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕМ!». Здесь мы собираем истории о людях, жизнь которых неразрывно связана с Архангельской областью. А также о наших общих радостях и горестях, проблемах и достижениях. Бешенный темп современных СМИ часто оставляет за бортом человеческие судьбы. Мы же считаем, что люди – это главная ценность, а их опыт – самое большое богатство. В жизни каждого есть место героизму и самопожертвованию. Многие просто нуждаются в помощи. Разглядеть эти нюансы, дать нашим землякам возможность быть увиденными и услышанными – наша главная миссия. Спасибо, что читаете нас. Помогите нам – просто поделитесь этими историями в своих социальных сетях. Если у вас или у ваших близких есть интересные истории, о которых нужно знать другим — пишите нам на welivehere29@gmail.com. Мы здесь живем – давайте будем гордиться нашим краем и друг другом. Давайте вместе сделаем окружающий мир немного лучше.
С уважением, Юрий Шевелев, руководитель общественного движения «МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕМ!»