МЗЖ: Дорога лодка к обеду

14 часов на лодке, потом на лошадях. В Мезенском районе есть несколько отдаленных деревень, продукты в которые доставляются дедовским способом. 100-километровый путь по мелководной реке старая лодка с трудом преодолевает за 14 часов. Но она - единственное, что держит мезенскую глубинку на плаву. Мы узнали, кто и зачем, несмотря на большие убытки, каждые две недели везёт людям провизию с большой земли.

Эта старая лодка спасает от голода несколько десятков жителей мезенской глубинки. Дважды в месяц на ней переправляют продукты в отдалённые деревни. 100-километровая дорога по мелководной реке занимает минимум 14 часов. 

Сергей Панфилов, сотрудник потребительской кооперации: “Когда вода мала, то уже приходится тяжело. Достаётся. И моторам достаётся, и людям достаётся. Всё присутствует. И нервы, и психи, всё такое. Бывали случаи, чуть ли не до полусуток сидели [на мели]. Людям продукты надо, чем-то надо питаться. И сам радуешься, что доставил груз опять, как говорится, люди ждут ведь”.

Калино находится всего в 100 километрах от ближайшей цивилизованной деревни. Но добраться до неё можно лишь по воздуху или по воде — автодороги здесь нет. Частники в труднодоступную деревню с маленьким населением торговать идти не хотят. 

Елена Гмырина, заведующая магазином в деревне Калино: ”Здесь у нас был человек в Мосеево, который занимался торговлей, но он сказал, что это не выгодно, очень много затрат идёт”. 

Не бросает жителей долгие годы только местное потребительское общество. Организация закупает продукты в Архангельске и оплачивает их доставку до самой глубинки.

Елена Гмырина, заведующая магазином в деревне Калино: ”Вот если бы не потребкооперация, здесь ничего бы не было, потому что завоз очень тяжёлый, и не каждый возьмётся. Здесь в основном пожилое население живёт. Ведь каждый не поедет за 100 километров добывать [продукты]. Ведь есть люди, которые вообще не имеют ни транспорта, ничего, они пожилые уже”. 


Ольга Личутина, председатель правления потребительского общества Мезенского района: “Основной принцип потребкооперации — это социальная направленность. Чтобы люди жили достойно. Приходится завозить в такие отдалённые деревни лодками. Зимой буранами. Самолётами очень дорого, ясно, что не возим”. 

Товары больше суток доставляют жителям на перекладных: фура, буханка, лодка. Чтобы перегрузить продукты с лодки на прилавки магазина, в ход идёт даже конная повозка. 

Татьяна Бакова, жительница деревни Калино: “Летом всем нас снабжают, и фрукты, и капусту и ту возят. Капуста, морковка — смех на палочке, но возят, своё вырастить не можем дак. Пока здесь магазин, то есть мы ещё живём, а если всё закроют, то будет глухо, совсем невесело будет”.

Ольга Личутина, председатель правления потребительского общества Мезенского района: “Торговля, конечно, не должна быть убыточной. Но у нас на сегодня, у потребкооперации, она убыточна. Мы не государственная организация, мы зарабатываем сами на себя. Дают нам из областного бюджета небольшую дотацию на транспортные расходы. Но это мизер. Это 10%. И если бы государство повернулось к нам лицом, поняло, что люди в деревнях тоже живут”.

Но несмотря на это лодка с ценным грузом и дальше будет приезжать к жителям глубинки, обещают в потребительском обществе. 

Ольга Личутина, председатель правления потребительского общества Мезенского района: “Жалко людей. Ладно, пенсионеры, которые ушли. А те, кто остаётся жить, им-то кто будет помогать?”